Профориентация ПроеКТОриЯ
С момента объявления Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым новости о введении единого профориентационного минимума, разговоры о нем не утихают. Тема порождает множество вопросов и догадок: кто этот «минимум» определяет? Кто всё это будет реализовывать на местах? Какие условия должны быть созданы и т.д.
Кажется, что профориентация – что-то уже устоявшееся, понятное и сложившееся как традиция. А известная нам традиция – это выбор будущей профессии, на который влияют родители, учителя, опыт более старших друзей. Школьники посещают дни открытых дверей, листают бесконечные рекламные листовки, и вроде бы всё прекрасно…
Однако, как отмечают исследователи, профессиональное самоопределение сегодня имеет скорее неосознанно некомпетентный характер. Это значит, что ребята не только не владеют доступными и действенными инструментами для профориентации, но и не осознают этого. Как результат – минимальные представления о мире профессий, в том числе о профессиях будущего, отсутствие знаний о реальном рынке труда, невозможность ориентироваться среди предложений средних и высших учебных заведений. Итог предсказуем – профессия выбирается по принципу «куда возьмут».
Конечно, мы говорим не о всех 100% школьников страны. Есть примеры настолько грамотной профориентационной работы и слаженных действий между школой и родителями, что ребенок не только выбирает будущую профессию ориентируясь на свои знания, предпочтения, интересны и способности, но и делает действительно правильный выбор «по душе». Таких примеров, увы, не так много.
Именно осознание этой проблемы и привело к созданию профориентационного минимума, который минимизирует разрыв в профориентационных практиках.
Разбираемся вместе, что этакое этот «профориентационный минимум» и чем он так полезен.
Профориентационный минимум – это единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. Коснётся эта мера всех, без исключения, субъектов Российской Федерации, в том числе труднодоступных территорий.
Эта деятельность будет встроена в образовательную, воспитательную и иные виды деятельности. Педагоги приобретут соответствующие компетенции, позволяющие проводить профориентационные мероприятия на более качественном уровне.
Очевидно, что теперь, независимо от индивидуальной заинтересованности учителя темой профориентации воспитанников, независимо от имеющейся у конкретной школы практики, качественная профориентация станет доступна всем без исключения.
Каждая школа сможет выбрать оптимальный для нее уровень профориентационного минимума, а вместе с тем получит набор готовых рекомендаций и даже «сценариев» проведения мероприятий. По сути, в арсенале общеобразовательных организаций будет готовый маршрут, который адаптируется под реальные условия, ресурсы и потребности обучающихся.
В целях внедрения профориентационного минимума в школах будут введены новые функциональные обязанности - специалисты по профориентации. Именно на их плечи ляжет работа по организации данной работы и внедрении «профминимума».
Выбор профессии и способность на этом пути не совершить фатальные ошибки – один из важнейших вопросов для каждого человека. Чтобы процесс знакомства с миром профессий и ситуация множественного выбора не ставила старшеклассников в тупик мы должны дать ребятам понятные инструменты определения своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории. В этом и состоит суть профориентационного минимума.
Идея прекрасная и очень полезная, а за тем, как она будет воплощаться в жизнь все мы сможем наблюдать уже с сентября 2023 года.
В целях реализации открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, и достижения результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2023 г. № Р-145 утвержден план проведения открытых онлайн-уроков в период с сентября по декабрь 2023 года.
Прямая трансляция видеовыпусков профориентационных уроков будет проходить на площадках:
Министерство просвещения Российской Федерации ВКонтакте https://vk.com/minprosvet
Проект «Шоу профессий» ВКонтакте https://vk.com/showprofessions
Официальный сайт «Шоу профессий» https://шоупрофессий.рф
Федеральный портал «Российское образование» https://edu.ru/
Актуально: «Шоу профессий» — проект ранней профессиональной ориентации, который представляет собой открытые онлайн-уроки (видеовыпуски) созданные с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория». Проект направлен на содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к осмысленному выбору профессии. В рамках проекта участники знакомятся с передовыми отраслями экономики России, ведущими компаниями страны, востребованными профессиями и соответствующими компетенциями. В видеовыпусках представлены образовательные организации, в которых можно получить навыки по соответствующим компетенциям, и промышленные предприятия, где после обучения можно получить высококвалифицированное рабочее место.
Список обучающихся, участвующих в реализации профориентационного минимума в 2023-2024 учебном году
План профориентационной работы на 2023/2024 учебный год
В Кривицко-Будской ООШ для обучающихся доступны следующие программы дополнительного образования:
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Декоросфера»
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности (начальное техническое моделирование) «Мир оригами»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Театральные ступеньки"
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Родное слово"
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать"